Проще всего, конечно, пересекать границу на самолёте. Тут всё понятно — в одном аэропорту сел, в другом вышел; не нужно ни о чём думать, знай иди себе за толпой да документы не потеряй. На поезде, пожалуй, тоже несложно — досмотрели и проверили прямо в вагоне, всего-то делов поскучать несколько часов в Наушках.
Другое дело путешествия на автомобиле.
Самым продвинутым автомобильным переходом между Россией и Монголией является пункт Кяхта — Алтанбулаг. Во-первых, он работает круглосуточно и без выходных. Во-вторых, это международный пункт, то есть здесь пересекать границу могут не только граждане России и Монголии, но и туристы из других государств. Если вы планируете въезжать в Монголию через Ташанту на Алтае, Хандагайты в Туве, Монды в Бурятии или Соловьёвск в Забайкалье, постарайтесь заблаговременно выяснить режим работы этих пунктов. Потому что, мало того, что они работают с 9 до 6, так у них ещё есть перерывы на обед, выходные, праздники, а также нерабочие дни по особым распоряжениям. Так что, прибыв на КПП в неурочное время, вы рискуете попасть в Монголию гораздо позже, чем рассчитывали, или не попасть вовсе.
Но даже на круглосуточном КПП в Кяхте будьте готовы к тому, что вам придётся провести здесь несколько часов. Работают пограничники и таможенники не слишком быстро, особенно на монгольской стороне, зато суету создают впечатляющую. Кроме того, этот пункт довольно загружен. Дело в том, что жители близлежащих монгольских городов — Алтанбулага и Сухэ-Батора — переходят границу по несколько раз в день, чтобы привезти из России дешёвый бензин, продукты и хозяйственные товары и продать их на родине. 92-й бензин в Монголии в пересчёте на наши деньги стоит около 55 рублей за литр (данные за 2018 год). А ввезти туда можно только то, что вошло в бензобак плюс канистру на 10 литров. Вот они и катаются целыми днями: выедут в Россию пустыми, зальют полный бак и канистру, приедут домой, сольют по-максимуму, только чтоб до заправки на российской стороне хватило, и снова к нам. Некоторым по 3-4 пары штампов в сутки ставят в паспорта.
Наши, надо сказать, тоже не промах: прямо перед КПП стоит заправка «Роснефти», а ещё в паре сотен метров — огромный гипермаркет Cash&Carry с вывеской на монгольском языке.
Из-за таких вот предпринимателей, собственно, и стоит граница, особенно в сторону России: монгольские таможенники своих сограждан практически не проверяют (да и чужих, если честно, не очень-то усердно, так что вообще непонятно, на что уходит 3 часа на границе), зато наши досматривают монголов по полной программе, с собаками и досмотром поклажи, по 15–20 минут каждую машину.
О переходе границы в Кяхте у меня планируется отдельный рассказ, который, надеюсь, кому-нибудь да пригодится.