памятка туриста в монголии

Что нужно знать путешествующему в Монголию
Особых сложностей при путешествии в Монголию нет — виза в эту страну не нужна; там нет каких-то неестественных или непривычных для нас запретов; у них такое же правостороннее движение на автодорогах, как у нас; даже кухня монгольская не будет слишком экзотичной для русского желудка. Но есть несколько моментов, о которых стоит знать, чтобы поездка уж точно удалась.

Вы можете читать всё подряд, а можете воспользоваться содержанием и почитать выборочные зарисовки.

Сразу оговорюсь, что мы ездили в Улан-Батор. Про пустыню Гоби, озеро Хубсугул и остальные прекрасные места я вам пока не расскажу, только про столицу.

Важно: данные о курсах валют, стоимости бензина, тарифах на таможне и т. п. требуют уточнения, т. к. наша поездка состоялась ещё до карантина-2020, а с тех пор, сами понимаете, сколько всего произошло. Данные требуют уточнения. Если вы были в Монголии в 2022 году и можете уточнить некоторую информацию, пожалуйста, напишите мне. Как со мной связаться

Содержание

Карта Монголии
Приложение для смартфона, которое вам пригодится.
Перейти
Граница с Монголией
Коротко о переходе границы с Монголией на автомобиле.
Перейти
Деньги и цены в Монголии
Курс тугрика к рублю, цены на бензин, обмен валюты.
Перейти
Погода в Монголии
Полезное предостережение об особенностях климата.
Перейти
Правила дорожного движения
Особенности ПДД и поведения водителей на дорогах Монголии.
Перейти
Автомобили в Монголии

Почему Монголия — страна «приусов».
Перейти
Монгольская кухня

Заметки о еде и безалкогольных днях в Монголии.
Перейти
Сувениры из Монголии

Что привезти в подарок друзьям и где это найти.
Перейти

Карта Монголии

Первое, что вам стоит сделать перед путешествием в Монголию — скачать приложение Maps.Me. Это не реклама (хотя я была бы не против). Это та штука, которая в разы, нет, в десятки раз облегчит ваше путешествие. И вот почему.

Во-первых и в главных, это приложение работает оффлайн. Согласитесь, приятно иметь под рукой полностью рабочую программу в тот момент, когда интернета нет или он стоит десятки рублей за мегабайт.

Во-вторых, Maps.Me понимает GPS, а значит, может использоваться в качестве навигатора. А если вы построите маршрут, оно разговаривает человеческим голосом, раздавая указания не хуже Навитела. Кстати, очень строгим голосом говорит, мы его даже немного боялись.

В-третьих, на карту уже нанесены тысячи мест, заведений, учреждений и организаций, и каждый день добавляются новые, потому что карта эта — как Википедия, дополнять её может любой желающий. Я, например, добавила туда гостиницу, в которой мы жили. В общем, это просто незаменимая штука для путешественника. Я всегда держала её открытой, когда мы искали очередную цель. Посмотрите только, сколько мест отмечено в центре Улан-Батора. А если увеличить масштаб, их станет ещё больше. Пусть вас не смущают названия на монгольском, вы довольно быстро начнёте ориентироваться.
В-четвёртых, приложение есть и для айфонщиков, и для андроидников. Так что почти никто не обижен.

В-пятых, приложение бесплатное. Всё, что от вас требуется — место на устройстве для загрузки карт. И ещё немножко ума, чтобы всё предусмотреть и не пытаться загрузить внезапно понадобившуюся карту посреди степи. Советую заранее пройтись по всему маршруту и скачать все встречающиеся карты, потому что приложение делит их на регионы. Нам, например, понадобились три карты: Иркутская область, Республика Бурятия и Монголия. Но это единственный недостаток программы.

В-шестых, тут совершенно простой и понятный интерфейс. Я разобралась моментально, а значит, и вы справитесь.

Эх, почему это не реклама?

Ещё один полезный совет — посмотрите на город на карте Google. Это не только познавательно, но и полезно: когда вы туда попадёте, всё уже будет почти как родное. Можете даже включить режим просмотра улиц и «побродить» намеченными маршрутами, тогда потом уж точно не заблудитесь.

Граница с Монголией

Проще всего, конечно, пересекать границу на самолёте. Тут всё понятно — в одном аэропорту сел, в другом вышел; не нужно ни о чём думать, знай иди себе за толпой да документы не потеряй. На поезде, пожалуй, тоже несложно — досмотрели и проверили прямо в вагоне, всего-то делов поскучать несколько часов в Наушках.

Другое дело путешествия на автомобиле.

Самым продвинутым автомобильным переходом между Россией и Монголией является пункт Кяхта — Алтанбулаг. Во-первых, он работает круглосуточно и без выходных. Во-вторых, это международный пункт, то есть здесь пересекать границу могут не только граждане России и Монголии, но и туристы из других государств. Если вы планируете въезжать в Монголию через Ташанту на Алтае, Хандагайты в Туве, Монды в Бурятии или Соловьёвск в Забайкалье, постарайтесь заблаговременно выяснить режим работы этих пунктов. Потому что, мало того, что они работают с 9 до 6, так у них ещё есть перерывы на обед, выходные, праздники, а также нерабочие дни по особым распоряжениям. Так что, прибыв на КПП в неурочное время, вы рискуете попасть в Монголию гораздо позже, чем рассчитывали, или не попасть вовсе.

Но даже на круглосуточном КПП в Кяхте будьте готовы к тому, что вам придётся провести здесь несколько часов. Работают пограничники и таможенники не слишком быстро, особенно на монгольской стороне, зато суету создают впечатляющую. Кроме того, этот пункт довольно загружен. Дело в том, что жители близлежащих монгольских городов — Алтанбулага и Сухэ-Батора — переходят границу по несколько раз в день, чтобы привезти из России дешёвый бензин, продукты и хозяйственные товары и продать их на родине. 92-й бензин в Монголии в пересчёте на наши деньги стоит около 55 рублей за литр (данные за 2018 год). А ввезти туда можно только то, что вошло в бензобак плюс канистру на 10 литров. Вот они и катаются целыми днями: выедут в Россию пустыми, зальют полный бак и канистру, приедут домой, сольют по-максимуму, только чтоб до заправки на российской стороне хватило, и снова к нам. Некоторым по 3-4 пары штампов в сутки ставят в паспорта.

Наши, надо сказать, тоже не промах: прямо перед КПП стоит заправка «Роснефти», а ещё в паре сотен метров — огромный гипермаркет Cash&Carry с вывеской на монгольском языке.

Из-за таких вот предпринимателей, собственно, и стоит граница, особенно в сторону России: монгольские таможенники своих сограждан практически не проверяют (да и чужих, если честно, не очень-то усердно, так что вообще непонятно, на что уходит 3 часа на границе), зато наши досматривают монголов по полной программе, с собаками и досмотром поклажи, по 15–20 минут каждую машину.

О переходе границы в Кяхте у меня планируется отдельный рассказ, который, надеюсь, кому-нибудь да пригодится.

Деньги и цены в Монголии

Национальная валюта Монголии — тугрик. Курс тугрика к рублю зависит от курса доллара, поэтому меняется. Так, во время нашего путешествия за один рубль можно было получить 31 тугрик, в апреле 2017 года — 42. В марте 2022 года говорить о точном курсе сложно, сайты показывают статистику около 35 тугриков за 1 рубль. Поэтому, поменяв деньги, можешь вдруг оказаться миллионером.

Обменять рубли на тугрики можно прямо на границе. Едва вы выедете из ворот пограничного контроля, вам станут предлагать обменять деньги. Прямо тут же, по обеим сторонам дороги, рядами расположены киоски обмена. Курс, как правило, у всех одинаков, можете меняться в том, что больше понравится. Рубли принимают охотно, так что озадачиваться этим вопросом в России, а уж тем более заранее покупать доллары, чтобы потом менять их на тугрики, не стоит.

В принципе, можно и вовсе не менять деньги до Улан-Батора, особенно если вы не планируете останавливаться на обед, ночлег или дозаправку. Но это чревато переплатами, потому что сдачи у монголов, естественно, не будет, монеты им, скорей всего, тоже неинтересны, поэтому ваши платежи они будут округлять до полученной бумажки, игнорируя правила математики. Так, за проезд по платной дороге вы можете заплатить без сдачи 50 или 100 рублей, тогда как стоит он всего около 20 (1000 тугриков). Поэтому лучше всё же обменять деньги на границе. Можно не всю сумму, только часть на первое время, а потом уже менять в банке.

Банки тоже вполне охотно работают с рублями, объясняться с оператором долго не придётся, достаточно показать деньги. Для совершения операции в банке понадобится ваш загранпаспорт. Банки, как правило, работают в будни до 6 вечера, и на центральной улице их очень много. К выходным на всякий случай лучше подготовиться заранее или поискать в округе обменники.

Во многих супермаркетах, ресторанах и магазинах можно расплачиваться картой. Курс, конечно, будет не таким выгодным, как при обмене, но в Монголии в большинстве случаев этим можно пренебречь.

Металлических монет в Монголии нет — когда счёт идёт на тысячи, какие уж тут монеты. Но местное население довольно предприимчиво, и в сувенирных магазинах можно купить монеты, имевшие хождение до 2004 года. Они продаются и вразнобой, и целыми наборами.

Современная монгольская мелочь — бумажная:
Есть ещё купюры в 5, 10 и 20 тысяч тугриков, а также совсем мелкие 1 и 2 тугрика. Но последние нам даже не встречались, потому что цены уже давно измеряются в сотнях и тысячах. Детально рассмотреть монгольские деньги и почитать, что на них изображено, можно на сайте банка Монголии.

Когда только начинаешь оперировать монгольскими деньгами, возникает маленькая психологическая сложность. Когда ты привык, что используемая валюта, как правило, стоит дороже твоих денег, сложно сходу переучиться на противоположное соотношение. Так что первое время цены в тысячах немного пугали нас. Но потом мы осознали, что нужно всё делить на 30 (а сейчас — даже на 40), и стало проще.

Цены в Монголии примерно такие же, как у нас. По крайней мере, так мне казалось, когда попадались знакомые товары, иркутскую стоимость которых я знаю. Правда, монголы говорят, что у них всё дороже, поэтому, как я уже писала выше, постоянно мотаются в Россию за покупками. На границе нам попался маленький грузовичок с крытым кузовом, доверху забитый упаковками яиц, туалетной бумагой, стиральным порошком и бог знает чем ещё. За покупками монголы доезжают аж до Улан-Удэ (а это ни много ни мало 250 километров), где, говорят, в гипермаркетах на некоторых товарах даже есть специальные таблички на монгольском, оповещающие, что эти товары отпускаются не больше двух или трёх штук в одни руки.

Погода в Монголии

В МОНГОЛИИ ХОЛОДНО.

Просто помните об этом, в какое бы время года вы туда ни собирались. Улан-Батор называют самой холодной столицей мира, и звание это — совершенно заслуженное. Даже в солнечном мае вам пригодятся там вязаные шапка и шарф, не говоря уже о тёплом свитере. Потому что перепады температуры в течение суток могут достигать 30 градусов. И пусть вас не обманут тонкие ветровочки, развевающиеся волосы и короткие юбки местных девушек — девушки эти, во-первых, привычные, а во-вторых, столичные; а форс, как известно, мороза не боится. Жаркое солнце столь же обманчиво. Оно, вроде бы, порой печёт так, что сил нет, но стоит дунуть пронизывающему степному ветру, как всю жару сдует без следа. Вместе с вашими ушами.

Снег тут может пойти почти в любое время года, кроме разве что лета. Хотя, подозреваю, что и летом может тоже. А уж в мае и сентябре следите за прогнозом погоды особенно пристрастно.

В общем, тёплые вещи берите с собой в любое время года, даже летом. Уж пусть лучше они не пригодятся, чем вы себе что-нибудь отморозите.

Правила дорожного движения в Монголии

Для въезда в Монголию на автомобиле необходимы паспорт транспортного средства, подтверждающий право владения им и права международного образца. У нас перед поездкой было много споров о том, действуют ли там водительские удостоверения, выданные до 2011 года (жёлтые пластиковые), поскольку на самом деле они не являются международными и в большинстве стран не признаются. Действуют.

Если вы путешествуете на чужом автомобиле, у вас обязательно должна быть с собой нотариально заверенная доверенность от владельца машины. Также она потребуется, если вы едете не один, и кроме владельца управлять автомобилем на территории Монголии будут другие водители.

Кстати, взять в аренду автомобиль в Монголии можно только вместе с местным водителем.

Ещё один документ, который вам понадобится, — страховка. Её выписывают сразу же на границе, на выезде с КПП, и вас попросту не выпустят в последние ворота без неё. Стоит она около полутора тысяч рублей. Постарайтесь не потерять её во время путешествия.

Бензином лучше запастись в России. По крайней мере, залить полный бак перед КПП не помешает, особенно если вы используете 95-й бензин: как минимум до Дархана на заправках его не будет.
В целом правила дорожного движения такие же, как у нас, за исключением разве что проезда участков дорог с кольцевым движением. В Монголии приоритет имеют въезжающие на кольцо. В целом совет один: следите за знаками и старайтесь не нарушать правил. Помните: вы в чужой стране, и в случае чего правда всегда будет на стороне местных жителей. Кроме того, объясняться с монгольскими полицейскими, особенно в удалённых от столицы городках, очень сложно — английским они не владеют, русским, как правило, тоже. Есть ещё один совет: если вы ничего не нарушали, а вам явно что-то пытаются навязать, делайте глупое лицо и говорите, что ничего не понимаете. Если им действительно нечего предъявить вам, они вас отпустят. Ну а если есть — пеняйте на себя.

Нас, к примеру, остановили в какой-то деревне на подъезде к Дархану на посту ГАИ просто со скуки, потому что увидели российские номера, и явно с намерением что-нибудь по этому поводу «срубить». В документах придраться не нашли к чему (правда, мы тогда ещё побаивались насчёт действительности жёлтого водительского удостоверения), но возвращать их не торопились, активно что-то говорили на монгольском и отчаянно жестикулировали. Водитель наш долго пытался понять, что же от него хотят, говорил: "I don't understand" и делал недоумевающее лицо. Уже потом, когда нас всё-таки отпустили, ничего не добившись, он предположил, что, судя по одному из жестов, ему пытались навязать проезд с непристёгнутым ремнём.

Дороги в Монголии платные. На въезде в Улан-Батор, а также между крупными населёнными пунктами располагаются «поборные» посты. Дорожный сбор составляет 1000 тугриков (около 30 рублей), и по дороге от Алтанбулага до Улан-Батора заплатить его нужно будет дважды. Кстати, все пункты «баблосбора», как мы называли между собой эти посты, есть на вышеупомянутых картах Maps.Me. Удобно.

Движение в Улан-Баторе адское. Неопытному водителю там будет крайне не по себе, даже опытный будет чувствовать себя неуютно. Наглость здесь — не второе счастье, а самое что ни на есть первое. А вот второе при этом — осторожность. Конечно, специально никто вам бок или бампер портить не станет, но если всё-таки случится даже мелкое ДТП, вам будет очень неприятно.

Чтобы хоть как-то упорядочить автомобильный поток, на оживлённых перекрёстках в часы пик работают регулировщики. Они помогают светофорам, вовремя отсекая поток автомобилей с направлений, которым уже зажёгся запрещающий сигнал.
Кроме того, в Монголии действует одно интересное правило: в каждый будний день недели запрещено движение автомобилей с номерами, заканчивающимися на определённые цифры. Так, в понедельник нельзя выезжать на машинах с номерами, которые заканчиваются на 1 и 6, во вторник — на 2 и 7, в среду — на 3 и 8, в четверг — на 4 и 9, в пятницу — на 5 и 0. Говорят, что на иностранцев это правило не распространяется. Нам проверить не удалось: в дни нашего пребывания в Улан-Баторе последняя цифра на нашем номере не была запрещена.

Эта мера позволяет хоть немного сократить автомобильные заторы в городе. Хотя более-менее обеспеченные монголы нашли выход и из этой ситуации: они покупают по две машины.

Кстати, о машинах.

Автомобили в Монголии

Монголия — страна «Приусов». Они составляют, по меньшей мере, треть, если не половину автопарка страны. Выглядит это довольно забавно, чем-то напоминает советские времена: ты стоишь на светофоре, а вокруг тебя все машины одинаковые. При этом абсолютное большинство машин этой модели — белые и серебристые. Когда я перебирала фотографии монгольских степей и дорог, на них постоянно маячил «Приус». Надо же, думаю, всю дорогу ехали за ним. А потом присмотрелась к госномерам на фото, и оказалось, что это были как минимум три разные машины.
Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» — это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает — при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» — от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) — пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля — да-да, именно включения — и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем — ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили — у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!

Монгольская кухня

Монгольская еда для русского желудка не так уж и экзотична. Мы едим мясо — и они тоже. Мы едим мясо с тестом — и они тоже. Мы едим мясо с жаренным в масле тестом — и они тоже. Стейки, пельмени, чебуреки — всё это в несколько отличном виде и есть основа монгольской кухни: здесь это жареное мясо, буузы и хушууры. Для жителей Восточной Сибири, по сути, нет вообще ничего непривычного.

Монголия живёт животноводством. Земледелие в этой стране не развито. Дело в том, что монголы очень трепетно и благоговейно относятся к земле из религиозных соображений и не смеют ранить её. У них даже обувь имеет загнутые кверху носы именно поэтому — чтобы не ранить землю при ходьбе. Поэтому же они живут в юртах — домах, не требующих фундамента, и не занимаются земледелием. Не знаю, как они умудрились построить дороги и дома — видимо, в основном всё это делали советские специалисты. Конечно, в наши дни они относятся к этому гораздо проще, и даже в деревнях рядом с юртами вырастают один за другим обычные дома — цивилизация берёт своё, но огородов у них по-прежнему нет.

В общем, монгольская кухня — мясная. Правда, сегодня вы запросто найдёте овощи в традиционных блюдах и сможете попробовать вегетарианский цуйван или овощные буузы. Но всё это — дань глобализации, так что если вы мясоед, наслаждайтесь по полной. Считается, что Монголия — лучшая в мире страна, куда стоит ехать любителям мяса. И это правда. Столько мяса, и такого вкусного вы не найдёте больше нигде.

Безалкогольные дни в Монголии

Это удивительное явление, с которым мы столкнулись в Монголии совершенно внезапно, и о котором нигде не было написано.
Как мы об этом узнали
(нажмите, чтобы развернуть текст)
А было так. Мы приехали в Улан-Батор во второй половине дня и вечером пошли поужинать в паб, расположенный неподалёку от нашего отеля. Одним из пунктов туристической программы была дегустация местного пива, и мы решили не откладывать её в долгий ящик, тем более что у нас было мало времени — всего два с половиной дня.

В пабе нас с порога удивила пустота. Там сидели лишь пара человек за столиком в дальнем конце зала. Обычно отсутствие посетителей для нас — предупреждение, что место не очень хорошее: или с кухней неважно, или с обслуживанием, или с тем и другим вместе. Но в этот раз мы решили рискнуть. Изучив меню, назаказывали всяких монгольских блюд и перешли к напиткам. Но едва мы заикнулись про то, какое местное пиво у них есть, как официант перебил нас: "Sorry. No beer". Как это — в пабе и «no beer» — удивились мы. Неужто всё выпили за выходные? Попробовали уточнить: "No mongolian beer or no beer at all?"

(Я прошу прощения у тех, чьи глаза наливаются кровью при виде этих прекрасных грамматических конструкций на английском. Дело в том, что предшествовавшее диалогу о пиве общение с персоналом гостиницы и этим же милым официантом в пабе показало, что лучше всего разговаривать короткими словосочетаниями, даже отдельными словами, опуская всякие "Is there", "Can you tell me" и вот это всё, потому что оно замусоривает им голову, и туда не помещается то, что вы на деле спросили).

Так вот. Мы спросили: "No mongolian beer or no beer at all?", на что официант ответил смущённо: "At all". Мы, конечно, расстроились: пришли в паб, а пива нет. Начали выбирать что-нибудь другое. Оказалось, что другого тоже нет. Мы с недоумением смотрели то на официанта, то на бар, где все полки были уставлены початыми бутылками «другого», и, проследив за нашими взглядами, он изрёк: "Today non-alcoholic day".

Что ещё за non-alcoholic day? Это как санитарный? Почему? Только в этом пабе или везде? Официант сделал неопределённый жест рукой в сторону выхода и сказал "In all places in Mongolia". И больше ничего не смог объяснить.

Мы заказали зелёный чай (Это к буузам, хушуурам и горе жареного мяса!), и у нас началось настоящее «Что? Где? Когда?». Безалкогольный день. Везде. Почему? Воскресенье? Первое мая? Какой-то национальный или религиозный праздник? Поиск в русскоязычном интернете ничего не дал, и только в фейсбуке какого-то американца нам попалась маленькая заметка.
Оказывается, в Монголии первое число каждого месяца — безалкогольный день. Алкоголь нельзя купить в магазине, нельзя заказать в ресторане, можно раздобыть только дома из запасов. Таким нехитрым способом правительство борется с национальным алкоголизмом. Не знаю, насколько действенна эта мера. У нас в Иркутске ведь тоже бывают безалкогольные дни: Первое сентября, Последний звонок, День города... И все просто готовятся к ним заранее. В супермаркетах даже объявления вывешивают за несколько дней: мол, помните, 1 сентября алкоголь продаваться не будет, позаботьтесь о празднике заблаговременно.

Так вот. Если ваше путешествие захватывает первый день месяца, знайте: сегодня вас ждёт немножечко здоровый образ жизни.

Сувениры из Монголии

Если собрать все сувениры, которые можно привезти из Монголии, получится целый железнодорожный контейнер. Помимо стандартных кружек, футболок, магнитиков и прочей бумажной, полистоуновой и керамической продукции здесь можно найти множество самобытных и уникальных сувениров. При виде всего этого разнообразия просто разбегаются глаза. А самое приятное — большинство интересных монгольских сувениров сделаны действительно в Монголии, а не в соседнем Китае. Хотя китайских безделушек тут тоже полно.

Конечно же, главное, на что нужно обратить внимание — это монгольский кашемир. Он известен и популярен далеко за пределами страны. Кашемир — пух особой породы коз, их так и зовут кашемировыми. Считается, что в Монголии он лучший в мире. И из него здесь делают множество прекрасных вещей. Сами монголы рекомендуют покупать изделия из кашемира в фирменном магазине фабрики «Гоби», потому что в других местах они стоят дороже.

Ещё один исконно монгольской продукт — верблюжья шерсть. Что только из неё ни делают: и жилеты, и тапки, и носки, и шапки, и подставки для кружек, и сумки. Можно найти не только практичные, но и очень симпатичные вещи.

Очень много здесь кожаных изделий: обуви, сумок, ремней, кошельков, чехлов для телефонов и других аксессуаров. Правда, выглядят они немного грубовато, но очень колоритно.

Ещё одна большая категория — аксессуары из расшитой замши. Сумки, кошельки, косметички и даже... коврики для мыши. Выглядят просто потрясающе.
А ещё в Монголии есть шоколад. И, представьте себе, он очень вкусный! Дело в том, что производится он по лицензии бельгийской компании. К сожалению, я забыла название марки, но вы обязательно найдёте этот шоколад в сувенирном отделе улан-баторского универмага. Главное, внимательно читайте информацию о производителе.

Кстати, именно там я рекомендую покупать сувениры. Этот отдел занимает целый этаж центрального универмага в Улан-Баторе, и там собраны все местные сувениры, которые только можно представить. Здесь можно провести целый день, настолько много тут интересных вещей. Тут вы точно найдёте подарки всем, кому хотите что-нибудь привезти из Монголии. При этом стоить они будут дешевле, чем в остальных местах, например, в магазинчиках у статуи Чингисхана.
Вот, пожалуй, и всё, о чём я хотела вам рассказать, опираясь на собственный опыт путешествия. Я вряд ли могу дать дельный совет о том, где жить, потому что мы ничего не придумывали, а просто забронировали гостиницу на Booking.com. Я планирую написать отдельный рассказ о том, что обязательно нужно посмотреть в Улан-Баторе и его окрестностях, и надеюсь осилить рассказ без картинок о переходе границы. Поэтому следите за новостями. Ну а если у вас есть вопросы, благодарности или уточнения, вы знаете, где меня найти.
Смотрите также: